Архитектор Аполлон. Словарь.
Логотп сайта

Интересные статьи

Великие художники разных эпох.
В галерее можно найти вдохновляющие картинки связанные с архитектурой и дизайном.
Строительные конструкции.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Акведук (лат.) — мост для водопровода.

Аксонометрия — способ наглядного представления трехмерной формы. Размеры изображаемого объекта откладываются по трем осям: высота, ширина, глубина.

Амфитеатр — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены последовательными ярусами поднимаются ряды сидений. В современной архитектуре — наиболее распространенный тип расположения зрительских мест в общественных залах.

Ансамбль — комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением.

Антаблемент - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера.

Антресоль — верхний полуэтаж помещения; верхний полуэтаж в помещении одного из этажей здания.

Апсида, абсида – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.


Аллея — пешеходная дорога в парке или саду, по обеим сторонам обсаженная свободно растущими или сформированными деревьями и кустарниками.

Алтарь — в православной церкви — восточная часть ее внутреннего пространства, отделенная алтарной преградой (с XV в. — иконостасом) и предназначенная для священнослужителей.

Амбар — одноэтажное, иногда многоэтажное холодное строение для хранения зерна, муки, а также других хозяйственных товаров.

Амвон — в православной церкви — возвышенное место для чтения Священного Писания. Обычно это выступающая часть солеи, расположенная перед средней частью иконостаса.

Анфилада — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси, что создает сквозную перспективу.

Аппарель (греч.) — пологий подъем или спуск на другой уровень.

Арка – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.

Аркада — ряд протяженных арок одинаковых по размеру, форме и очертанию, опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс)

Аркбутан (фр.) — полуарка, поддерживающая контрфорс.

Архетип (от греч.) — древнейшие, первичные архитектурные формы этноса.

Архитектурная типология гражданских зданий — классификация зданий и сооружений по определенным признакам: по конфигурации плана, этажности, конструктивному исполнению, функциональному назначению.
Аттик — декоративная стенка, которая размещается над венчающим здание карнизом. На аттике могут быть выполнены надписи, барельефы или роспись.

Архитрав — (от архи... и лат. trabs - балка) нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн.

Базилика — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

Балкон (ит.) — консольная огороженная площадка на фасадах здания.

Балюстрада – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Барабан – венчающая часть здания храма цилиндрической или многогранной формы, опирающаяся на своды и перекрытия куполов. В большинстве случаев декор барабана соответствует убранству самого храма.

Барельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над поверхностью менее чем на половину своего объема. Барельефы служат для украшения зданий и монументов, способствуя выразительности их архитектурного образа.

Бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

Бельведер - 1. башенка, надстройка над домом, круглая или многогранная в плане, для осмотра окружающей местности; 2. беседка, садовый павильон на возвышенном месте, откуда открываются красивые виды на дальние пейзажи.

Бельэтаж— 1. обычно главный, второй по счету, наиболее высокий этаж дворца, особняка. Парадные залы и помещения, располагавшиеся в бельэтаже, отличались богатством отделки. 2. в театре первый ярус балконов, расположенный на возвышении над партером.


Вазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.

Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.

Веранда — крытое застекленное летнее неотапливаемое помещение, расположенное вдоль одной из стен загородного дома.

Вестибюль — большое помещение перед входом в основную часть здания. Обширные вестибюли в домах знатных горожан существовали еще со времен древнеримской архитектуры.

Витраж — остекленные части фасада или внутренних перегородок, окон и дверей с сюжетными или орнаментальными композициями из цветных стекол.

Волнолом — гидротехническое устройство для защиты от волновых ударов мостовых опор, причалов и т. д.

Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен, главным образом, в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея - 1. крытое длинное светлое помещение, где вместо одной из продольных стен устанавливаются столбы или колонны. Галереи соединяют иногда отдельные части здания; 2. любое длинное, узкое, крытое помещение, внешнее или внутреннее.

Гидротехнические сооружения — набережные, плотины, дамбы, шлюзы, каналы и т. д.

Гирлянда - орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко.

Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике.

Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Голубец — двускатная крыша, которая защищала от непогоды иконы, размещавшиеся на фасадах церковных строений.

Горельеф — вид скульптурного изображения на плоскости, выступающего над ее поверхностью более чем на половину своего объема.

Городище — древнейшее поселение, укрепленное валами и рвом. Упоминание о городищах на Руси встречается в русских летописях с начала XII в.

Гостиный двор — место в городе, где купцы — «гости» (отсюда и название) вели торговлю и хранили товары. Первоначально это была прямоугольная площадь, обнесенная деревянными или каменными стенами с угловыми башнями и широкими проездными воротами. Торговые и складские помещения, объединенные открытыми галереями, располагались по периметру стен в два яруса.

Гостиница — здание для временного размещения людей.

Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть.

Двери — проемы во внешних и внутренних стенах или ограждающих конструкциях для перехода людей, снабжаются дверными полотнами, в случае необходимости пожаробезопасными, огнестойкими, открываются по направлению эвакуационных потоков.

Дворец — парадное здание, отличающееся большими размерами и монументальными формами.

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике.

Ендова — желоб, соединяющий два смежных ската кровли, служит для отвода ливнестоков.

Железобетонная колонна — современная несущая конструкция здания.

Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Зал — 1. большое внутреннее парадное помещение во дворцах, особняках, виллах и т. п. Залы предназначены для торжественных приемов, концертов, балов.

Замковый камень, замок – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки.

Затяжка - горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода.

Захаб — наружная пристройка к крепостной стене, защищающая ворота крепости.

Звонница — отдельно стоящее или надстроенное на стене храма вытянутое в плане сооружение с несколькими проемами в виде сквозных арок, расположенных в один, а иногда в два яруса, имеющих односкатную или двускатную крышу, в середине которой возвышается небольшая главка на глухом барабане. В проемах (пролетах арок) на балках подвешивали колокола. Звонницы явились ранней формой колоколен.

Здание или сооружение — конструктивная система, состоящая из несущих конструкций, ограждающих конструкций, перекры¬тий и систем инженерного оборудования.

Золотое сечение — гармоничное соотношение величин, в матема¬тическом выражении как 1:1,61.

Зубчики («сухарики») — ряд небольших прямоугольных выступов на карнизе, выполняющих роль декора.

Изразец — глазурованное керамическое изделие для облицовки обогревательных печей.

Иконостас— в православном храме обычно деревянная стена от северной его стороны до южной, состоящая из нескольких ярусов икон, установленных на тябла в определенном порядке, и отделяющая внутреннее помещение храма от алтаря.

Инженерное оборудование зданий — устройство систем, обеспечи¬вающих жизнедеятельность и безопасность пребывания в зда¬ниях людей.

Интерьер — внутреннее пространство здания или помещения, функциональное назначение которого определяет архитектурное решение интерьера: форму, пропорции, размеры, ритм расположения и масштабные соотношения несущих конструкций, окон, дверей, ниш и т. п. Оно же влияет и на характер убранства интерьера. Интерьер создается в полной взаимосвязи с планировочным и архитектурно-конструктивным решением здания или сооружения.

Кампанила (ит.) — в ит. архитектуре X-XVII вв. отдельно стоящая башня-колокольня: круглая, квадратная или многогранная.

Капитель — верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент.

Кариатида — статуя одетой женщины, поддерживающая антаблемент здания и заменяющая собой колонну или пилястру.

Каркас — система вертикальных и горизонтальных несущих кон¬струкций зданий и сооружений.

Карниз — верхняя выступающая часть антаблемента или стены, завершающая здание. Такой карниз называется венчающим. Другой вид карниза — промежуточный — выполняется на фасаде для завершения этажа. Профили карнизов образованы различного рода архитектурными обломами: гусёк, каблучок и др.

Картуш — декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т. п.

Квадрига — повозка, запряженная четверкой лошадей, символизи¬рующая триумф (на фронтонах, триумфальных арках и т. д.).

Келья— комнатка, отдельное небольшое жилое помещение в монастыре или медресе, занимаемое одним человеком. Келья отличалась простотой убранства, отсутствием какого бы то ни было декора.

Кессон I (нем.) — в архитектуре углубление в конструкции потол¬ка, образованное пересекающимися балками перекрытия. Кессон II (нем.) — устройство для ведения подводных гидротехни¬ческих и строительных работ.



Клееная деревянная конструкция — конструкция из фрагментов древесины, соединенных между собой клеем.

Клуатр — крытая галерея-обход, обрамляющая прямоугольный двор монастыря или крупной церкви; характерен для романской и готической архитектуры.

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. В период узорочья кокошниками также украшались окна.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. Восьмиугольные, круглые или четырехугольные, с пирамидальным или шатровым верхом, увенчанным главкой. Для русских каменных колоколен также была характерна ярусная композиция. Уменьшающиеся в размерах ярусы придавали всему сооружению легкость и стройность. Наряду с колокольнями на Руси строились звонницы.

Колонна – архитектурно обработанная опора, круглая или прямоугольная в плане, несущая часть стоечно-балочной конструкции. Колонна, основными элементами которой являются база, ствол и капитель, представляет часть классической системы архитектурной композиции — ордера.

Колоннада — ряд или несколько рядов колонн, расположенных симметрично, перекрытых антаблементом или арками и образующих своего рода галерею. Очень часто зодчие использовали колоннаду в качестве архитектурного декора здания.

Консоль — выступающая из стены горизонтальная конструкция, служащая для поддержания различных частей здания: карнизов, балконов и т. п. Довольно часто концы консолей снизу декорируют волютами.

Контрфорс (нем.) — вертикальная наклонная конструкция для погашения горизонтальных усилий.

Конха — полусферическое завершение части здания.

Коринфский портик — выступающая часть здания, образованная несущими перекрытие колоннами коринфского ордера — архитектурной композиции, определенной системы, основанной на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции, отличающейся большой торжественностью и богатством декора. Отличительной характерной является высокая капитель, украшенная стилизованными резными листьями аканта, расположенными в два ряда.

Красная линия — условная граница, отделяющая улицы, проезды и площади от застраиваемых территорий.

Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.

Крестово-купольный храм — тип храма, сложившийся в византийской архитектуре VI в. и являвшийся основным в древнерусской архитектуре. План такого храма построен в форме греческого креста по типу центральной симметрии. На четыре столба, расположенных в середине здания, опираются арки, на них возвышается барабан, перекрытый куполом, главенствующий во всей композиции храма. Плавный переход от арок к барабану осуществляется с помощью парусов. К центральному квадрату плана примыкают концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами; образующиеся угловые помещения также перекрыты куполами или сводами.

Кровля — внешнее покрытие зданий. Коруна - многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону.

Кубышчатая колонна - опора с плавным расширением в центральной части.


Купол – вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.

Курдонёр — парадный двор перед главным фасадом дворца или замка, ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями, отделенный от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII — первой половины XIX вв. (в России с начала XVIII в.).

Коттедж — традиционный тип английского жилища, появившийся в Англии в конце XVI — начале XVII вв, в России их начали строить в конце 1920-х годов. Коттедж представляет собой городской или сельский одноквартирный индивидуальный дом, при котором имеется участок земли. Это небольшое уютное строение, чаще всего двухэтажное, с внутренней лестницей, ведущей на второй этаж, где располагаются спальни. В первом этаже размещаются гостиная, столовая, кухня, хозяйственные помещения. Архитектура коттеджей удивительно гармонично сливается с ландшафтом, со всей окружающей природой.

Крепость — фортификационное сооружение, служащее для обороны во время военных действий


Крыша — верхняя часть здания, защищающая его от дождя и снега. Крыша состоит из несущей части — стропил и ограждающей — кровли.

Лавра (греч. labra – построенная из камня), в Византии – церковная постройка, обнесенная каменной стеной. Позднее – крупный монастырь.

Латерна (ит.) — световой проем, завершающий купольное покрытие.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.

Леса (русск.) — временные конструкции для возведения стен и перекрытий зданий.

Лестничные клетки — конструктивный элемент здания, в котором размещены междуэтажные переходы. Л.к. выполняют¬ся из несгораемых или защищенных от огня конструкций, должны иметь проемы для естественного освещения.

Лестничные марши — монолитные или сборные конструкции, снаб¬женные стандартными ступенями для обеспечения междуэтаж¬ных переходов, выполняются из несгораемых материалов.

Лоджия – помещение, открытое с одной или нескольких сторон, где стену заменяет колоннада, аркада, парапет и т д. Лоджия может быть отдельным сооружением (Лоджия деи Ланци во Флоренции, ок. 1376—1380 гг.) или частью здания (балкон, углубленный в стену, вход), пластически его обогащающей.

Ложный купол — прием исполнения купольного перекрытия из кирпича или блоков путем постепенного «напуска» каждого последующего ряда кладки.

Ложный свод — устройство свода путем укладки кирпича или блоков с «напуском» каждого последующего ряда.

Лопатка (русск.) — выступающая часть стены на всю ее высоту, разделяющая стены фасада на прясла. Характерный элемент романской архитектуры и древнерусского зодчества.

Мазанка — 1. постройка каркасного типа, где между столбами, связанными горизонтальными элементами — перекладинами, закладывают кирпичи и обмазывают их глиной; 2. всякое небольшое жилье (хижина), обмазанное глиной. Мазанковые строения первого типа были широко распространены в Петербурге при Петре I.

Майолика (от старого названия о. Мальорка или Майорка) – в широком смысле – изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. На Руси известна с XI в. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в XVII в. (наличники окон, фигуры святых, фризы, порталы, изразцовые печи).

Малые архитектурные формы — общее название различных сооружений небольших размеров, которые дополняют или детализируют архитектурные, градостроительные или садово-парковые композиции.К одной группе малых архитектурных форм относятся такие, которые предназначены для благоустройства города, улиц и площадей. Другая группа включает элементы декоративного убранства, играющие значительную роль в архитектурных и садово-парковых ансамблях. Это декоративные фонтаны, каскады, бассейны,парковые павильоны, ограды, балюстрады, трельяжи, перголы и т.д. Малые архитектурные формы, к которым могут быть отнесены памятники, небольшиеобелиски и другие уникальные сооружения, часто выполняют роль композиционныхдоминант городских ансамблей.

Манеж – прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи XVIII–XIX вв., в том числе классицистические (Манеж в Москве, 1817—1825 гг., инженер Л.Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, архитектор О.И. Бове).

Мансарда – помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда – любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.

Маскарон — декоративная маска животного для украшения фаса¬да здания.

Машикули – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Медальон – изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении.

Мезонин – надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

Мембрана — плоская конструкция, работающая «на растяжение».

Мемориальное сооружение — различные архитектурные сооружения, возводимые в память отдельных лиц и исторических событий. К ним относятся: надгробия, гробницы,мавзолеи, пирамиды, храмы, памятники,триумфальные арки, колонны, обелиски и др. Первоначально мемориальные сооружения посвящались главным образом прославлению личности победоносного монарха или полководца. Позднее, в XVIII — первой половине XIX вв., при создании мемориальных сооружений на первый план выдвигается идея увековечения памяти героических воинов, павших на полях сражений, и побед, одержанных во славу Отечества.

Модернизация — в архитектуре и строительстве — обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами использования,техническими условиями, показателями качества. Модернизируются как инженерно-конструкционные составляющие, так и общее решение фасадов, весь облик здания. В некоторых случаях модернизируется концепция использования, зданию или целому комплексу застройки придаются новые функции.

Модульон — архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров, иногда является просто декоративным элементом. Модульон (франц. от лат.) — вид декоративной консоли карниза в виде волюты.

Могильник (археолог.) — захоронение древнего человека. Могильник (совр. русск,) — место, отведенное для захоронения павших животных.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, галька и т д.). Особый вид мозаики – инкрустация. Мозаика составляется из мелкоразмерных или более крупных частей материала, подобранных по рисунку, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных между собой и с грунтом каким-либо вяжущим веществом.

Мол — выступающая в море искусственная стена для ограждения акватории порта от открытого моря.

Монастырь – общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).

Монтаж — процесс возведения здания или сооружения; строитель¬но-монтажные работы.

Монумент – в скульптуре и архитектуре памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося деятеля и т д. Нередко монумент сооружают в виде скульптурно-архитектурного комплекса.

Мотель — гостиница с автопарковкой для гостей, использующих личный автотранспорт.

Наборная колонка - столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья.

Накат (русск.) — сплошной настил из круглого леса над помещением.

Наличник – декоративное обрамление оконного проема. В русской архитектуре XV—XVIII вв. наличники отличались большим разнообразием: от простой прямоугольной рамы, выступающей из плоскости стены до сложных богато декорированных обрамлений, состоящих из карниза, двух вертикальных тяг в виде колонок или полуколонок на декоративных профилированных опорах и подоконной части. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов. И гладкие, лишенные каких-либо украшений, и декорированные резьбой каменные и деревянные наличники являются важной частью наружного убранства здания.

Настил — конструкция из материалов, пригодных для устройства поверхности пола, кровли и т. д.

Нартекс, притвор – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Небоскрёб – высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, гостиничное, жилое и др.). Сооружение небоскрёбов началось в 1880-х гг. в США с изобретением стального каркаса и пассажирских лифтов и было вызвано плотностью городской застройки и дороговизной земельных участков. Небоскрёб «Эмпайр стейт билдинг» в Нью-Йорке (1930—1931 гг., архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон») насчитывает 102 этажа.

Несущие конструкции — конструкции, воспринимающие верти¬кальные и горизонтальные нагрузки.

Некрополь (греч. nekros – мертвый, polis – город) – большое кладбище с гробницами, каменными надгробиями на окраине древних городов. В Древней Александрии некрополи служили одновременно и местом отдыха горожан, имели зелень и водоемы.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое в плане помещение, ограниченное с одной или двух сторон продольным рядом колонн или столбов, выделенная таким образом часть базилики, церкви и т. п.

Нивелир — геодезический инструмент для измерения горизонталь¬ных углов и относительных уровней частей здания.

Ниша – углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр. Иногда ниши применяют для пластической обработки стены.

«Нулевой» цикл — объем строительно-монтажных работ или кон¬струкций здания, размещенные ниже перекрытия пола пер¬вого этажа.

Обелиск – монументальное сооружение в виде высокого граненого, чаще квадратного в сечении, суживающегося кверху столба. Обелиск увенчивается плоской пирамидой. Обелиск – распространенный тип памятника и монумента. В России обелиски сооружались с XVIII в.

Облицовка — нанесение декоративного слоя отделки на внутрен¬ние или внешние поверхности конструкций.

Оболочка — тонкостенное, сложной кривизны покрытие зданий и сооружений.

Обрешетка — конструкция для закрепления кровельного настила.

Огнестойкость конструкций — способность материала конструк¬ций не терять несущую способность и устойчивость при пря¬мом воздействии огня в течение нормативного времени.

Ограждающие конструкции — конструкции, защищающие зда¬ние от внешней среды.

Окна — световые проемы во внешних стенах или ограждающих конструкциях.

Оранжерея (франц. orangerie, orange – апельсин), застекленное помещение для выращивания и содержания зимой южных древесно-кустарниковых, чаще вечнозеленых растений. Нередко оранжереей называют только холодные помещения, а полутеплые и теплые – теплицами.

Ордер (др.-греч.) — порядок. Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей. Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Ордер - важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Ордерность — подчинение системе ордера — архитектурной композиции и определенной системы, основанной на художественно оформленной конструкции здания. Ордер состоит из пьедестала, колонны, включающей базу и капитель, и антаблемента, включающего фриз и карниз.

Ориентация здания — размещение здания на плане относительно сторон света.

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, составленное согласно законам симметрии, ритмического повтора одного или нескольких элементов. По характеру композиции орнамент может быть ленточным, центрическим, заполняющим всю поверхность. По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический; растительный; зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; геральдический, где используют знаки, эмблемы, трофеи и т д. и другие.

Основание — грунт, на который опирается фундамент постройки.

Особняк – комфортабельный, чаще 1-2-этажный многокомнатный городской жилой дом для одной семьи. Особняк обычно расположен на отдельном участке, включающем двор со службами и сад. Получил распространение с начала XIX в.

Отвес — строительный инструмент для проверки вертикальности конструкций.

Офорт — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»). Известен с начала XVI века.

Павильон — 1.Беседка или небольшая лёгкая постройка напр.в садахпарках. 2.Здание, помещение для экспонатов на выставке, для производства киносъёмок, для звукозаписи.

Падуга — плавный переход от плоскости потолка к плоскости стены.

Палата – 1. в русской средневековой архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата в Московском Кремле). 2. Богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с многочисленными помещениями.

Палаццо (ит. от лат.) — дворец, дворцовая постройка, от Пала¬тин — наименования одного из холмов античного Рима, на котором возводились дворцовые постройки римских импе-раторов. Распространенная жилая постройка для богатых жителей итальянских городов в эпоху возрождения (XV— XVII вв.).

Палестра — публичная школа для гимнастических упражнений молодых римлян. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.

Пальметта (ит.) — вид растительного орнамента с изображением пальмовых листьев.

Памятник археологии — места расселения древнего человека, места захоронения, руины древних поселений, укреплений, построек различного назначения, имеющих возраст более 1000 лет.

Памятник архитектуры — произведение архитектуры, обладаю¬щее научной, художественной и культурной ценностью.

Памятник градостроительства — архитектурные ансамбли, насе¬ленные пункты, сохраняющие древнюю планировочную структуру кварталов, дорог, городских улиц.

Памятник истории — ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, являющиеся местом исторических событий или явлений.

Памятник культуры — ландшафт, сооружение, населенное место или его часть, связанные с этапом или явлением в развитии мировой, континентальной или государственной культуры.

Памятники природы — природный ландшафт, сохраняющий уни¬кальные или типичные проявления природы, ценные в науч¬ном, культурно-познавательном и эстетическом отношении.

Пандус – прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, транспортных сооружениях, гаражах и т д.

Панель — конструкция ограждения или перекрытия.

Паперть – помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Парапет (фр. от ит.) — букв, защита груди; ограждение верхней части моста, набережной, здания, сплошное и решетчатое, высотой не выше уровня груди человека.

Партер – 1. в садово-парковом искусстве - открытая часть сада или парка (в регулярном парке участки правильной формы, в пейзажном в виде лужаек), расположенная на плоской местности и оформленная газонами, цветниками, водоёмами или бордюрами из кустарника.

2. часть зрительного зала перед сценой, обычно ниже уровня сцены, где размещаются ряды зрительских мест. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

Паркан (лат.) — пространство между внутренними и внешними стенами.

Паркет (фр. от лат.) — первоначально огороженное возвышенное место; совр. материал для лицевого покрытия пола из мерно- размерных деревянных пластин твердых пород древесины.

Паркинг — место парковки автомобилей.

Парсэна (от лат.) — условное изображение лица; наименование в направлении русской портретной живописи XVII в.

Парус, пандатив — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника с вершиной, опущенной вниз. Разновидности парусной конструкции: • балочный; • консольный; • сталактитовый; • ступенчато-консольный; • ступенчато-нишевый; • арочный; • конусный (тромп); • арочно-сводчатый; • воронкообразный; • сетчато-гуртовой; • конховый; • ступенчато-арочный; • сферический.

Пассаж – тип торгового здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным покрытием. Пассажи строились преимущественно в Европе во 2-й половине XIX в.

Патио (исп.) — внутренний двор жилого дома.

Перегородки — внутренние ненесущие стены, разделяющие про¬странство этажа на отсеки или комнаты.

Передняя (рус.) — помещение в богатом жилом доме, служившее для приема посетителей.

Передувка (рус.) — передняя стенка плавильной печи.

Перекрытие — горизонтальная несущая конструкция, завершаю¬щая этаж. Перекрытия — междуэтажные конструкции, несущие распреде¬ленную или сосредоточенную нагрузку от людей и оборудова¬ния, располагаемого на этажах здания, должны обладать нор¬мируемой степенью огнестойкости и пожарной безопасности.

Перемычка — конструкция для перекрытия проемов в стене здания.

Переплёт оконный - рама окна с перекладинами крест накрест; конструкция, состоящая из брусков и предназначенная для членения поля остекления с целью упрочнения или декоративного оформления створки.

Переруб (рус.) — внутренняя бревенчатая стена для погашения распора вытянутой в длину постройки.

Периферия (греч.) — внешняя часть чего-либо.

Перун, пирун (греч.) — игла, короткий металлический стержень, закладываемый в пазы соседних каменных блоков для их скрепления. Пазы заливались свинцом.

Петроглифы — высеченные в скалах рисунки и знаки, сценки.

Печура - сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.

Перила — ограждение лестниц, проемов.

Пид (укр.) — чердак.

Плафон (фр.) — поверхность потолка с круглым или овальным элементом.

Плац (нем. от лат.) — площадь.

Плафон – в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры – сюжетное и орнаментальное – также обозначается термином «плафон».

Плинтус – деревянный профилированный брусок, идущий вдоль стены помещений, закрывающий щель между стеной и полом. Иногда плинтус является также элементом архитектурного оформления помещения.

Плинфа (гр.) — большеразмерный плоский квадратный или пря¬моугольный кирпич, применялся в древнеримской и византийской строительной технике.

Площадь – открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств. В русских средневековых городах большую общественную и градостроительную роль играли кремлевские, торговые, соборные площади. С XVIII в. получили широкое распространение площади с открытой пространственной композицией. В современном градостроительстве городские площади делятся на два типа – транспортные и пешеходные. Транспортные имеют различные специализированные назначения (вокзальные, с обширными стоянками автомобилей и др.). Пешеходные площади могут создаваться как парадный центр города, как театральные, торговые, мемориальные (в честь исторических событий, выдающихся государственных деятелей, ученых, мастеров искусства).

Ползучая арка - арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

Плотник (общеслав.) — мастер грубой обработки древесины.

Площадка лестничная — конструкция, соединяющая лестничные марши.

Площадка строительная — место, территория, отведенная для стро¬ительства здания.

Площадь застройки — площадь первого этажа по габариту вне¬шних стен.

Пневматические воздухоопорные конструкции — конструкции на основе избыточного давления. Пневмостержневые конструкции — конструкции на основе избы¬точного давления.

Побий (укр.) — все типы деревянной кровли.

Повал (рус.) — расширяющийся вверху сруб деревянной постройки.

Повалуша (рус.) — в русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором XII-XVII вв.

Погост — 1. постоялый двор, где останавливались князь, духовные лица и купцы (гости); 2. небольшое поселение с церковью в центральных уездах Русского государства в XV—XVI вв.

Подвалина (рус.) — основание сруба, нижний венец, выполнен¬ный из более могучих бревен. Отсюда — подвал, нижний этаж жилой или хозяйственной постройки.

Подворье (рус.) — постоялый двор, съезжая изба, позже гостиница.

Подзоры — деревянные доски с глухой, чаще сквозной резьбой, окайм¬ляющие свесы кровли, карнизы, избы, веранды, галереи.

Подошва фундамента — опорная (нижняя) часть фундамента.

Подпружные арки — арочные конструкции, на которые опирают¬ся конструкции перекрытий.

Подстропильные балки — балки, на которые опирается стропиль¬ная система скатного покрытия.

Подклет – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение.

Полка – архитектурный облом, горизонтальный, прямоугольный в сечении выступ в базе колонны, карнизе и др., иногда практического назначения (защита оконных проемов от затекания влаги).

Полуколонна – колонна, выступающая из стены приблизительно на 1/2 своего диаметра. Может быть декоративной или несущей.

Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

Порт (морской, речной) (фр. от лат.) — место для приема и обслу¬живания речных и морских судов.

Порта (лат.) — ворота городские, военного лагеря.

Портал (нем. от лат.) — главный вход.

Портик (лат.) — крытая галерея в архитектуре античного Рима.

Портфнетр (фр.) — французский балкон, ложный балкон.

Порядная (рус.) — письменный или устный договор на выполне¬ние строительных работ.
Посад – 1. в Древней Руси — составная часть поселения, пункт торговой и промышленной деятельности. Посады создавались вокруг городов и располагались обычно ниже возводившегося на возвышенном месте города-крепости; 2. торгово-промышленный центр в XVII—XVIII вв., который с момента образования не имел крепости, но причислялся к городам.

Постамент – основание какого-либо скульптурного произведения, архитектурного сооружения (колонны), памятника; то же, чтопьедестал.

Посом (карельск.) — крыша, кровля, навес.

Потолок (вост.-слав.) — родственное полу, завершение этажа.

Правило (рус.) — деревянная или металлическая рейка до 2 м длиной для проверки лицевой кладки стены.

Приведенные затраты (в строит.) — сумма единовременных зат¬рат на строительство и эксплуатацию здания или сооружения с учетом срока амортизации.
Привязка — вынос проекта здания на территорию строительства.

Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Притвор – Нартекс Небольшое крытое помещение перед входом в церковь или самая западная часть храма. Нартекс предназначался для лиц, которые не допускались внутрь главного помещения для молящихся.

Природное наследие — согласно Конвенции ЮНЕСКО от 1972 г. к П. н. отнесены природные ландшафты, геологические и фи¬зиографические образования и природные достопримечатель¬ные места.

Прихожая — первая комната в доме.

Приямок – углубление сделанное в подвальном этаже дома перед окнами (находящимися частично или целиком ниже уровня земли).

Продухи (рус.) — отверстия для вентиляции в конструкциях стен.

Пропорции – соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом.

Профилировка — использованиеобломов для архитектурного оформления элементов фасадов и интерьеров зданий (карниза,архивольта, базы колонны и др.). Пример профилировки

Проспект – прямая, длинная и широкая улица в городе, проходящая через большие территории.

– часть стены между оконными, дверными проемами.

Пьедестал — основание, подножие колонны(триумфальной), памятника, лежащее на фундаменте,чаще всего декорированное.

Прясло участок стены между двумя лопатками илипилястрами. В крепостной архитектуре - участок стены между двумя башнями.

Пьяцетта (ит.) — небольшая площадь в итальянских городах.

Пята — опора арочного свода.

Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. В отличие от боковых корпусов они составляют единое целое с основной массой постройки.

Роза (фр.) — вид круглого окна в центральном нефе готической постройки, остекленного витражом.

Розетка — декоративный архитектурный орнамент, закомпонован- ный в круг.

Рокайль (фр.) — декоративный архитектурный орнамент в виде раковины. Элемент характерен для «Рококо».

Ростверк (нем.) — плита или лента, опирающаяся на свайный фундамент.

Ростра (лат.) — носовая часть судна, обычно украшенная объем¬ным изображением женской полуфигуры.

Ростральная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей.

Ротонда – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Руст, рустовка, рустик – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма.

Ряж (рус.) — опора или основание сооружения, срубленное из бре¬вен в виде многоярусной клетки.

Сажень (от слав.) — мера длины; мерная сажень — 176 см, косая сажень — 248 см

Сандрик — архитектурная обработка стены над оконным или дверным проемом в виде небольшогокарниза, малых фронтонов, имеющих различные очертания.

Салон – 1. парадный зал, передняя гостиная, комната для приемов; 2. магазин художественных изделий; 3. демонстрационный зал для предметов торговли.






Саман – необожженный кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства малоэтажных построек.

Сборное домостроение — технология быстрого возведения зданий из укрупненных элементов.

Свайный вид фундаментов — метод устройства фундаментов пу¬тем погружения свай в грунт.

Свод — конструкция перекрытия пространства; тип сводчатых пе¬рекрытий: крестовый; цилиндрический; сомкнутый; зеркальный; купольный;

Сграфитто (иТ.) — букв, процарапанный; техника штукатурной отделки стен зданий.

Секционный дом — здание, состоящее из нескольких самостоя¬тельных блоков.

Склеп (польск.) — педвал, гробничная камера.

Слезник — конструкция, предотвращающая затекание воды от кар¬низа на стену.

Смета — расчет стоимости объекта или отдельных видов работ.
Солнцезащита — конструктивная защита от избыточной инсоляции помещений зданий.

Солярий (ит.) — открытое пространство для принятия солнечных или воздушных ванн.

Сруб — деревянная конструкция из горизонтальных бревен или брусьев, соединенных в углах.

Стена — сплошная несущая конструкция из монолитного бетона или штучных материалов, различают несущие и ненесущие стены.

Стодула (рус.) — сарай, навес для повозок и скота.

Стоя, стоа (гр.) — портик, галерея-портик.

Строп (рус.) — крыша, чердак.

Стропила — несущие конструкции для устройства скатных кровель.

Стучна (общеслав.) — дорога, улица, площадь.

Субструкция (лат.) — опорная конструкция.

Сухарики - декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (напр., барокко) используют слово дентикулы.

Табулат (лат.) — плиточное перекрытие.

Тамбур (фр. барабан) — помещение между улицей и жилым пространством. Обычно используется в домах, находящихся в холодном климате.

Тектоника — зрительное выражение архитектурной конструкции в соотношениях ее несущих и несомых частей, в художественном своеобразии здания или сооружения.

Теплоизоляция — полимерные или естественные материалы, улуч¬шающие-термическое сопротивление ограждающих конст¬рукций.

Терразитовая штукатурка — цементно-известковая штукатурка с до¬бавлением каменной (мраморной) крошки, слюды, пигментов.

Терракота (ит., лат.) — обожженная глиняная масса без эмалевого покрытия.

Терраса (фр. от лат.) — открытая часть здания.

Терраццио (ит.) — мозаичный пол из разномерных фрагментов камня, смальты.

Технико-экономические показатели — общая и полезная площадь, строительный объем, площадь застройки объекта и т. д.
Техническая эксплуатация — комплекс мероприятий по содержа¬нию зданий и сооружений; предусматривается проектом.
Тимпан – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Тоннель, туннель (англ). — транспортное сооружение для пропус¬ка дорог под толщей грунта (в горной местности).

Торговые сооружения — здания и сооружения для осуществления оптовой и розничной торговли.

Торговые центры — компактное размещение предприятий торгов¬ли различного профиля.

Торец (ит.) — брусок из камня или дерева для мощения улиц.

Торкретирование — метод бетонирования узких пространств.

Торосы — два ряда срубов с периодическими перерубами и земельным заполнением — крепостные укрепления.

Тосканский ордер — ордер, разработанный римскими зодчими на основе дорического ордера, в основе которого была колонна с каннелюрами (вертикальными желобками), отсутствовала база. Тосканский ордер отличался от своего прототипа гладкоствольной колонной и отсутствием триглифов — прямоугольных декоративных элементов с тонкими вертикальными бороздками, — расположенных на фризе, наличием высокой базы, имел также высокую капитель.

Травертин (ит.) — известковый туф для отделки стен здания.

Трактир (заимств. из польск. в XVIII в.) — столовая, ресторан.

Трансепт — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.

Траншея (фр.) — канал в грунте.

Трапезная - просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.

Триглиф — элемент фриза дорического ордера в виде прямоугольного выступа с треугольными в плане вертикальными врезами — глифами.

Трифорий (лат.) — тройной проем в стене, объединенной одной аркой.

Трофей (фр. от греч.) — памятник в знак победы.

Тула (рус.) — скрытое, недоступное место.
Турель — угловая дозорная башенка на верхней части крепостной стены, позволяющая вести наблюдение в секторе 270°.

Тяга – горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.

Универмаг — здание, предназначенное для торговли товарами широкого ассортимента.

Унификация размеров деталей строительных конструкций — стандартизация в строительстве.
Усадьба (рус.) — отдельно стоящее жилое здание, окруженное парком или садом.

Устойчивость сооружения — способность сооружения противосто¬ять разрушающим усилиям.
Фабрика (лат.) — мастерская, предприятие.

Фанера (от фр.) — накладывать; искусственный древесный строи¬тельный материал из нескольких склеенных слоев тонких деревянных пластин.

Фасад – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.

Фахверк (нем.) — легкий высокий каркас, тип конструктивного решения ограждающих конструкций здания.

Фаянс (фр. по назв. ит. г. Фаэнца) — керамика из белой глины. Изготавливаются сантехнические и технические изделия.

Ферма (фр.) — инженерная конструкция, состоящая из стержней, служащая для перекрытия больших пролетов зданий и со¬оружений; различают треугольные, полигональные, арочные.

Филёнка — незначительно углубленная часть поля стены, пилястры или двери, обрамленная рамкой.

Фиксация памятника архитектуры — выполнение натурных обмеров и фотофиксация объектов, отнесенных к памятникам архитектуры.
Фитинги (англ.) — детали для трубных соединений на резьбе.

Флешь (фр.) — стрела; легкое полевое укрепление, выдвинутое впереди фронта (фортификационное сооружение).

Флигель (нем.) — боковая пристройка к зданию или отдельно стоящая жилая постройка в тыльной части двора.

Флюгер (нем.) — крыльцо здания.

Фонарь (греч.) — световой проем в кровле для освещения помещений.

Фрагмент (лат.) — обломок, часть конструкции.

Фрамуга (польск.) — проем, верхняя открывающаяся часть окна.

Фланкирующий – расположенный сбоку, граничащий, примыкающий.
Фриз
1. в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; 2. сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.


Фронтон –треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий

Фундамент — подземная конструктивная часть здания, опираю¬щаяся на естественное или искусственное основание.

Фуст (англ.) — ствол колонны.

Херувим - декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко.

Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).

Цемент — искусственный материал для приготовления гидравли¬ческого вяжущего материала и бетонов.

Цемянка — известковый бетон с добавкой дробленого керамичес¬кого кирпича.

Цигель (нем.) — керамический кирпич.

Цистерна (лат.) — искусственное закрытое сооружение для хранения воды или других жидкостей.

Цоколь — нижняя часть здания от «нулевой» отметки до отмостки.

Цокольный этаж — нижний полузаг луб ленный этаж здания.

Чердак (заимств. из тюрк.) — балкон, вышка, пространство, обра¬зованное скатами кровли.

Черепица — кровельный керамический материал.

Чертеж — изображение на бумаге частей и фрагментов здания с указанием размеров и другой информацией.

Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на четверике")

Шаблон (нем.) — образец для изготовления изделий или для соблю¬дения правильной формы, чертеж архитектурных деталей.
Шаг несущих конструкций — расстояние между несущими стена¬ми или рядами несущих колонн каркаса.
Шале (фр.) — сельский домик в.Швейцарских Альпах.

Шамот (нем.) — мелко молотая обожженная керамическая масса для изготовления огнеупорного и высокомарочного кирпича.

Шанец (нем.) — небольшое земляное военное укрепление.

Шатровое покрытие кровель — древнеславянский способ перекрытия деревянных зданий в виде шатра.
Шатер, шатровое покрытие – завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.

Шед (англ.) — тип покрытия здания с устройством наклонных световых проемов.

Шелом (рус.) — бревно с выдолбленным продольным пазом для прикрытия стыков, тесан на коньке кровли — охрупень.

Шелыга (рус.) — линия, соединяющая верхние точки подпружных арок, на которые опирается свод.

Шибер (нем.) — задвижка, заслонка в дымоходе печи.

Шибка (нем.) — лист стекла под размер оконной или дверной рамы.

Шильпашастра (санскр.) — древнеиндийский трактат о строительстве.
Ширинка - декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок

Шифер (нем.) — тонкие плиты природного материала — сланца.

Шлюз (голл.) — гидротехническое сооружение для пропуска судов между бьефами водохранилища.

Шлях (русск.) — тракт, дорога.

Шпон (нем.) — щепка, тонкий лист древесины.

Шпонка (польск. от нем.) — в деревянных строительных конструкциях вкладыш, фиксирующий элементы конструкций.

Шпренгель (нем.) — стержневая конструкция, дополнительная к основной несущей конструкции.

Шпунт (нем.) — 1) деревянные или металлические сваи с гребнем и пазом, забиваемые в грунт для устройства опорной или ограждающей стены; 2) продольный гребень на ребре доски или бруса, соответствующий пазу в следующей детали конструкции.


Штабель (нем.) — прием укладки длинномерных строительных материалов.

Штраб (нем.) — выпуск из стены четверти кирпича для кладки стены следующей очереди постройки.

Штраба (нем.) — неглубокая вертикальная ниша в кирпичной кладке стены.

Штукатурка (нем. от ит.) — отделочный слой из цементно-песча¬ных или цементно-известково-песчаных растворов.

Шумозащита — мероприятие по защите городских территорий от транспортных и производственных шумов.

Шумозащищенные жилые дома — дома, имеющие защитные конструкции от внешнего шума: экраны, глухие стены, окна с резиновыми прокладками и т. д.

Щебень (совр.) — материал в виде дробленого камня для приго¬товления бетонов, различают по фракциям и прочности.

Щипец – • верхняя часть фасадной стены в форме угла (или какого-либо сложного очертания), ограниченного двумя скатами (или более) крыши и в отличие от фронтона не отделенного от низа особым горизонтальным карнизом; • декоративный треугольник, венчающий окно, портал и т п.



Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях.

Экран (фр.) — в архитектуре и строительстве — защитное сооружение от света, шума и т. д.

Эксгаустер (англ, от лат.) — вентилятор, осуществляющий отбор воздуха из помещения.

Экспликация (лат.) — объяснение, перечень элементов архитектурного чертежа зданий, сооружений, генерального плана.

Экспозиция (лат.) — выставление для показа.

Экстерьер (фр. лат.) — внешние формы, внешний вид здания, фасады.

Элеватор (лат.) — 1) подъемник, подъемный механизм; 2) сооружение для хранения зерна.


Эллинг (гол.) — наземное сооружение для строительства судов и спуска их на воду.

Эркер — выступающая часть фасада с окнами для улучшения освещенности и инсоляции помещений.

Эрмитаж (фр.) — уединенное место, загородный дом.

Эскалатор (англ, от лат.) — механическая наклонная лестница для подъема людей на верхние этажи, подъемное оборудова¬ние зданий.

Эскарп (фр.) — внутренняя наклонная поверхность наружного оборонительного рва, в фортификационных сооружениях.

Эстакада (фр. от ит.) — надземное, на оnopax, сооружение для пешеходов или городского транспорта, а также для проклад¬ки инженерных коммуникаций.

Эспланада — открытое пространство в крепости между цитаделью и городскими строениями шириной около 500 м, необходимое для наблюдения и обстрела. Впоследствии эспланадой стали называть открытое пространство перед большим зданием, часто включающее садово-парковые партеры, широкие аллеи с фонтанами и декоративной скульптурой.

Эстрада (фр., ит. от исп.) — возвышение для размещения оркестра, сценическая площадка.

Этаж (фр.) — часть здания на одном уровне.

Этаж антресольный — дополнительный этаж, встроенный в объем этажа, обычно первого.

Этаж мансардный — этаж, встроенный в чердачное пространство.

Этаж первый — план первого этажа, всегда отличается от планов других этажей из-за устройства входных групп.

Этаж подвальный — этаж ниже «нулевой» отметки.

Этаж технический — этаж для размещения инженерного оборудования зданий.

Этаж типовой — повторяющаяся, однотипная планировка разных этажей.

Этажерка (специф.) — открытый каркас для размещения производственной технологии.

Эталон (фр.) — образец, образцовая мера.
Ярус (лат.) — горизонтальный ряд.

Сообщить об ошибке.

Оставить отзыв.